Каучук

Каучук, традиционно получаемый из сока некоторых тропических растений, был известен народам Южной Америки и Юго-Восточной Азии с древних времён. Для изготовления мячей его использовали ещё ацтеки.

Каучук, традиционно получаемый из сока некоторых тропических растений, был известен народам Южной Америки и Юго-Восточной Азии с древних времён. Для изготовления мячей его использовали ещё ацтеки. В Европу каучук впервые привёз из своих экспедиций Христофор Колумб, однако по-настоящему он был открыт только в 1751 г. Тогда французский путешественник Шарль де ля Кондамин описал технологию изготовления из него различных предметов. В начале XIX в. двое британских изобретателей – Томас Хэнкок и Чарльз Макинтош – независимо друг от друга начали внедрять каучук в производство. Хэнкок пока что ограничился застёжками для манжет и чулок. Макинтош в ходе опытов случайно обнаружил, что пропитанная каучуком ткань отталкивает влагу и наладил выпуск непромокаемых плащей, впоследствии ставших известными под его именем («макинтоши»).

Томас Хэнкок (слева) и Чарльз Макинтош (справа) первыми внедрили каучук в производство

Томас Хэнкок (слева) и Чарльз Макинтош (справа) первыми внедрили каучук в производство

Настоящая революция в использовании резины произошла в 1839 г., когда американский изобретатель Чарльз Гудьир открыл способ сделать её эластичной при помощи реагента (чаще всего серы). Этот процесс, который Гудьир запатентовал в 1844 г., был назван им «вулканизация» в честь древнеримского бога огня Вулкана. Значение данного открытия было столь велико, что, когда Фрэнк Сейберлинг в 1898 г. открыл свою шинную фабрику, он назвал её Goodyear.

Чарльз Гудьир

Чарльз Гудьир

Эта прорывная технология некоторое время была исключительным достоянием американской промышленности. В Европе по-прежнему пользовались примитивными способами обработки каучука, из-за чего качество изделий страдало.

В России же до определённого момента вовсе не было собственного производства, и все резиновые (или, как их тогда называли, «гуммилистические») вещи были импортными. Первая фабрика подобного рода была основана в Петербурге в 1832 г. немцем Генрихом Кирштейном. О ней осталось очень мало сведений (точно неизвестно даже место, где она стояла). Учитывая, что магазин Кирштейна находился на углу Горохового и Адмиралтейского проспектов, можно предположить, что фабрика располагалась где-то рядом. Предприятие Кирштейна производило трости, чемоданы и непромокаемые плащи с использованием гуттаперчи (аналог каучука, добывавшийся из другого растения). В 1836 г. Кирштейн запустил «приготовление обуви, в коей верхняя сторона состоит из разведенной и тиснёной резины». Впоследствии она получит название «галоши». Качество изделий было невысоким, а оборот составлял меньше 100 000 рублей (около 200 млн современных). Спасал фабрику Кирштейна протекционистский Таможенный тариф 1857 г., который, на фоне вздорожания импорта, стимулировал резиновое производство.

Петербургский магазин Кирштейна. Современный адрес: Гороховая улица, 1.

Здесь располагался петербургский магазин Кирштейна. Современный адрес: Гороховая улица, 1.

Новую страницу в развитии отрасли открыл Фердинанд Краузкопф (1819-1875). Этот незаурядный предприниматель начинал обычным коммивояжёром. По долгу службы он много времени проводил в Соединённых Штатах, где успел хорошо ознакомиться с новейшими способами обработки каучука. Накопив достаточно денег, Краузкопф собирался открыть собственное производство в родном Гамбурге, однако натолкнулся на сопротивление местных купцов. Изучая другие рынки, Краузкопф остановился на России, где ему тоже приходилось бывать. Предприниматель сразу обратил внимание на благоприятные факторы для начала работы: обширная территория, протекционистские меры правительства, сдерживавшие импорт, высокий спрос на продукцию и отсутствие предложения в виду неразвитости отрасли.

Именно эти соображения озвучил Краузкопф, когда в 1859 г. прибыл в Петербург вместе со своими американскими компаньонами – Линдертом Смитом и Робертом Стори. Питерские купцы сочли их убедительными и согласились выступить инвесторами нового предприятия. Они же предоставили Краузкопфу небольшой, в полтора гектара, участок земли на окраине города, в районе Екатерингофской дороги. Через полвека территория фабрики, выросшая в 30 раз (до 46 га), будет занимать громадное пространство между Лейхтенбергским и Ново-Калинкиным мостами на Обводном канале.

Фердинанд Краузкопф

Фердинанд Краузкопф

Первоначальный капитал составил 300 000 рублей (около 600 млн современных), причём бóльшая часть денег – 216 000 (или около 430 млн) рублей ушла на капитальные вложения. В марте 1860 г. был построен первый двухэтажный фабричный корпус, куда наняли 180 иностранных рабочих – англичан и голландцев (у русских пока что не было соответствующего опыта). Всё необходимое – оборудование, сырьё и топливо – было заказано в Великобритании. Новое предприятие получило громкое название «Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры» (ТРАРМ).

Фабричные корпуса Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры. Современный адрес: Обводный канал, 134-138

Фабричные корпуса «Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры». Современный адрес: Обводный канал, 134 – 138

Фабричные корпуса «Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры». Современный адрес: Обводный канал, 134 – 138

Территория предприятия на современной карте Петербурга

Территория предприятия на современной карте Петербурга

Первоначальной специализацией Товарищества стали галоши – самый ходовой в ту пору товар из резины. Используя американские технологии, Краузкопф выработал оптимальный производственный процесс. Так, нарезанные и прорезиненные куски материи склеивались на колодке нужного размера, затем покрывались слоем чистой резины и вулканизировались. Шерстяная подкладка приклеивалась только с двух сторон (внизу и вверху), чтобы таким образом обувь «дышала». Впоследствии Товарищество стало выпускать галоши на фирменной байковой подкладке ярко-красного цвета. Этот артикул производился и в советское время.

Те самые галоши

Те самые галоши

Примечательно, что изготовлением галош занимались исключительно женщины, так как считалось, что они лучше сделают эту тонкую работу. Мощности фабрики нарастали с каждым годом: если в 1861 г. товарищество выпускало всего 1000 пар галош в день, то в 1870 г. этот показатель составлял уже 7000, в 1880 г. – 12000, в 1890 г. – 20000, а к 1901 г. был доведён до 45000 пар в день. Всего за 50 лет работы фабрика изготовила 282 миллиона пар галош на сумму 450 млн рублей (более 500 млрд рублей по современному курсу). Новая обувь пользовалась поистине всенародной популярностью: её носили чиновники, купцы, профессора, рабочие. Для русского крестьянина сапоги с галошами стали высшим проявлением стиля и достатка.

Галошный цех ТРАРМ

Галошный цех ТРАРМ

Галошницы за работой. Конец XIX в.

Галошницы за работой. Конец XIX в.

В чём был секрет предпринимательского успеха Краузкопфа и его компаньонов? Можно говорить, что он был обусловлен целым рядом факторов. В первую очередь, следует отметить передовые технологии и хорошо обученный персонал. Свою роль играла строжайшая дисциплина и корпоративная этика. Так, любой брак, сделанный рабочим, вычитался из его зарплаты. Инженеры, поступая на фабрику, давали подписку о неразглашении особенностей технологического процесса и внутреннего уклада предприятия. Кроме того, им предписывалось не раскрывать рабочим все детали производства. Мастера, изготовлявшие каучуковую массу, всегда работали в одиночку, без посторонних глаз. Следует также отметить грамотный маркетинг Товарищества. Его владельцы чутко реагировали на запросы рынка. В условиях промышленного роста фабрика стала выпускать заводское оборудование (насосы, ремни, конвейерные ленты), а затем заняла выгодную нишу детских игрушек, канцелярских товаров и принадлежностей по уходу за ребёнком из резины.

С другой стороны, Товарищество с самого начало было известно как жёсткий игрок. Краузкопф стремился подавить любого, даже небольшого конкурента. Его излюбленным методом был демпинг. В 1863 г. Товарищество снизило цену на галоши с 87 до 83 копеек (соответственно с 1300 до 1250 современных рублей). В результате старая компания Кирштейна прогорела и была поглощена Товариществом. Бывший владелец был добровольно-принудительно включён в состав совета директоров его собственной компании и пайщиков, причём из тридцати 1000-рублёвых паёв ему на руки было выдано только пять, чтобы ограничить свободу его действий. Сразу же после поглощения Краузкопф повысил цену на галоши до 1.05 рубля (соответственно 1500 рублей). То же самое его наследники сделали с петербургской Англо-российской резиновой мануфактурой «Макинтош» (существовала с 1872 по 1880) и московской фабрикой «Вейербуш и Ко.» (работала с 1895 по 1908).

В результате ТРАРМ стало монополистом резиновой отрасли в России. К тому моменту в резиновой отрасли, кроме него, работали лишь мелкие предприятия, обрабатывавшие покупные полуфабрикаты. Начав с капитала в 300 000 рублей в 1860 г., к началу 1880-х гг. ТРАРМ располагало 6.7 млн рублей (около 10 млрд современных). В 1888 г. Товарищество провело ребрендинг: на все изделия стало ставиться фирменное треугольное клеймо с датой основания, местом изготовления (Петербург) и аббревиатурой. С 1908 г. компания стала официально именоваться «Треугольник». Помимо имиджевых, этот шаг преследовал чисто практические цели: большинство населения России по-прежнему было неграмотным, и подобная метка служила опознавательным знаком фабрики. Рекламные плакаты фирмы по своей художественности не уступали настоящим картинам. Для большего узнавания компания выпускала почтовые открытки с изображением своей продукции.

Почтовые открытки

Почтовые открытки

Реклама Треугольника

Реклама Треугольника

Реклама «Треугольника»

Обутый в сапоги с галошами крестьянин объясняет лапотнику, что покупать нужно исключительно у Треугольника

Обутый в сапоги с галошами крестьянин объясняет лапотнику, что покупать нужно исключительно у «Треугольника»

Более зажиточные люди тоже не могли обойтись без фирменных галош Товарищества

Более зажиточные люди тоже не могли обойтись без фирменных галош Товарищества

К 1900 г. сын и наследник Краузкопфа, Фердинанд Фердинандович, вместе с компаньонами располагал 12 млн (15 млрд современных) рублей паевого капитала и получал 3 млн (3.75 млрд современных) рублей чистой прибыли в год. К 1911 г. эти показатели возросли до 18 млн (21.5 млрд современных) и 8 млн (9.6 млрд современных) рублей соответственно. По акциям «Треугольника» выплачивалось в среднем 40% (а в отдельные годы – до 55%) дивидендов. Для сравнения: дивиденды нефтяной компании «Бранобель» составляли 25%. За 50 лет работы «Треугольника» компания получила около 100 млн рублей чистой прибыли (около 1.2 трлн современных, исходя из курса 1913 г.), 51 млн (около 0,6 трлн) рублей был выплачен в качестве дивидендов. 25% произведенной продукции шло на экспорт через шесть заграничных филиалов.

Пай Треугольника

Пай «Треугольника»

Московский офис Треугольника (современный адрес: Маросейка, 12 стр. 1)

Московский офис «Треугольника» (современный адрес: Маросейка, 12 стр. 1)

Казалось бы, ничто не могло поколебать безраздельные позиции «Треугольника» на российском рынке. Однако на пике могущества компании у неё появился первый серьёзный конкурент. В 1888 г. в Риге было зарегистрировано «Товарищество русско-французских заводов резинового, гуттаперчевого и телеграфного производств», ставшее известным под более коротким именем «Проводник». Первоначальный капитал «Проводника» составил 700 000 рублей (около 1 млрд современных).

Пай Проводника

Пай «Проводника»

В отличие от «Треугольника», у «Проводника» не было определённого владельца. Три четверти паёв предприятия контролировал крупнейший французский банк Société Marseillaise de crédit, он же выступал стратегическим инвестором нового бизнеса. Благодаря инвестициям, «Проводник» развивался в два раза быстрее питерской фабрики. При одинаковом уровне производства галош «Треугольник» потратил на него 40 лет, а «Проводник» – всего 20. В какой-то момент компании заключили между собой картельный сговор, чтобы не перенасыщать рынок этой продукцией.

Завод Проводник старый

Завод «Проводник»: старый…

Завод Проводник нынешний вид Рига, Выгонная дамба/Ganību dambis, 53

… и нынешний вид (современный адрес: Рига, Выгонная дамба/Ganību dambis, 53)

Для развития производства руководство «Проводника» стремилось занять те ниши, которые ещё не полностью контролировал «Треугольник». В первую очередь, это касалось автомобильных и велосипедных шин. Данные виды транспорта в начале XX в. как раз начали входить в широкий обиход. «Проводник» начал снабжать шинами автозавод «Руссо-Балт» и велосипедный завод Лейтнера (они находились здесь же, в Риге). Фирменной особенностью «Проводника» были разноцветные покрышки (их окрашивали по желанию автовладельца под цвет кузова). Продвижению продукции способствовали имиджевые проекты. Так, «Проводник» снабжал шинами российских автогонщиков, а в 1911 г. они показали лучший результат на ралли в Монте-Карло. Благодаря этому «Проводник» начал поставлять шины сначала в царский гараж, а затем членам императорской семьи и аристократам, конкурируя с французской компанией Michelin.

Шинный цех на Проводнике

Шинный цех на «Проводнике»

Стремясь оторваться от «Треугольника», «Проводник» занимал самые актуальные ниши рынка. Так, компания начала производство линолеума, медицинского оборудования (прежде всего, резиновых перчаток), спортивных принадлежностей. К 1913 г. капитализация компании достигла 45 млн рублей (около 54 млрд современных), на предприятии было занято 10 000 рабочих.

Реклама Проводника

Реклама «Проводника»

Поскольку владельцы «Проводника» находились во Франции, работу предприятия обеспечивали российские менеджеры, во главе которых с 1900 г. стоял Борис Виттенберг (1867-1942). Уроженец Киева, он вместе с братом первоначально был дилером по реализации галош и дорос до купца первой гильдии. Впоследствии он переехал в Ригу, где занял кресло генерального директора «Проводника». Управляющими директорами у Виттенберга были балтийские немцы – Арнольд фон Хертвиг и Карл Эйман, однокурсники по Рижскому политехническому институту. Оба они большую часть жизни проработали в «Проводнике», хорошо знали особенности производства и смогли создать эффективную управленческую команду. Пользуясь своими институтскими связями, они привлекали к производству талантливых химиков, технологов и механиков. Руководителем отдела продаж был ещё один выходец из Института – Николай Бринкенгоф (после революции он сменит Виттенберга на посту руководителя «Проводника»).

Карл Эйман (слева) и Николай Бринкенгоф (справа) - топ-менеджеры Проводника

Карл Эйман (слева) и Николай Бринкенгоф (справа) – топ-менеджеры «Проводника»

В один год с «Проводником» каучуковое производство появилась и в подмосковном Богородском. У её истоков стоял легендарный московский банкир Лазарь Поляков, который стал председателем правления «Товарищества резиновой мануфактуры». Вместе с другими активами Полякова оно входило в состав холдинга, в центре которого находился Соединённый банк.

Новое Товарищество, как и другие поляковские предприятия, было с самого начала обречено на неудачу. Особенностью ведения бизнеса со стороны Полякова было то, что он открывал фабрики и заводы с целью получения займов, которые затем использовал для банковских или торговых операций. Из первоначального капитала в 1 млн рублей (около 1.5 млрд современных, столько же, сколько было в момент открытия у «Треугольника» и «Проводника» вместе взятых) 80% пошло на покупку земли и строительство помещений. Через четыре года после открытия Товарищество не смогло выйти даже на стартовый уровень своих конкурентов. Держаться на плаву позволял только выпуск облигаций. При этом до 1900 г. Товарищество не платило вообще никаких купонов. Только в 1901 г. вкладчики получили их в размере 3% на облигацию. На предприятии было занято всего 60 человек, механизация производства была минимальной, а 43% продукции оказывалось браком. Все эти факты вскрылись в результате расследования деятельности Полякова. Оказалось, что три банка из его банковской группы при основном капитале 25 млн рублей (30 млрд современных) имели 20 млн убытков (соответственно 24 млрд). Итоговая сумма набранных Поляковым кредитов достигла 88 млн рублей (соответственно более 100 млрд современных) при совокупных активах холдинга 84 млн рублей.

Лазарь Поляков

Лазарь Поляков

Результаты расследования докладывал царю лично министр финансов Сергей Витте. По его словам, ссуды, «выходящие из пределов разумной банковской политики», обеспечивали «явно спекулятивный характер» сделок Полякова, который фактически использовал деньги вкладчиков и госкредиты для постоянного получения свободных средств. По указанию Витте при Госбанке было созвано отдельное совещание по вопросам ликвидации банковской группы Полякова. Сама она была фактически секвестрована Министерством финансов. По итогам работы совещание вынесло решение о продаже всех активов Полякова на аукционе.

Это коснулось и Товарищества резиновой мануфактуры. Ещё в 1902 г. владелец собирался продать её «Треугольнику», однако руководство последнего сочло этот актив нерентабельным. Фабрика продолжала работать всё то время, что шло разбирательство в отношении Полякова. К 1910 г. при общем капитале 1.96 млн (2.35 млрд современными) рублей Товарищество имело дефицит в 1.91 млн (2.3 млрд современными) рублей и фактически было банкротом.

Помощь пришла со стороны Соединённого банка. Новым председателем правления стал граф Владимир Татищев. Его карьера предпринимателя была нетипична для того времени. Выходец из старинного дворянского рода, первоначально он выбрал военную службу, позже стал предводителем дворянства. Долгое время Татищев прослужил в Министерстве финансов и достиг там звания действительного статского советника. В ходе разбирательства по делу Полякова Татищеву как опытному финансисту был вверен разорившийся банк после проведения санации. Впоследствии граф вошёл в управление ряда других компаний и обществ, заняв почётное место среди российских банкиров.

Получив в свои руки проблемный актив Полякова, Татищев санкционировал обширную модернизацию и ребрендинг предприятия. Так появилось «Общество производство и торговли резиновыми товарами «Богатырь». В своей работе оно переориентировалось на выпуск технических принадлежностей и оборудования. Благодаря инвестициям, привлеченным со стороны французского Banque de L’Union Parisiennе, его капитал вырос до 5 млн, а затем до 10 млн рублей (соответственно 6 и 12 млрд современных). Кроме того, Татищев полностью сменил менеджмент компании и сделал ставку на наукоёмкие технологии. Так, «Богатырь» первым стал применять разработанный в России синтетический каучук. К 1914 г. Общество платило по акциям дивиденд в 9%, а к 1917 г. – уже 20%. Среди акционеров «Богатыря» были царица Александра Фёдоровна и Григорий Распутин.

Старые корпуса Богатыря в Москве (Краснобогатырская ул., 2)

Старые корпуса «Богатыря» в Москве (Краснобогатырская ул., 2)

Реклама Богатыря

Реклама «Богатыря»

Владимир Татищев, председатель правления Богатыря

Владимир Татищев, председатель правления «Богатыря»

Усадьба Татищева в Замоскворечье (современный адрес: Новокузнецкая ул., 12-14, стр. 8)

Усадьба Татищева в Замоскворечье (современный адрес: Новокузнецкая ул., 12-14, стр. 8)

К началу Первой мировой войны на российском каучуковом рынке сложилась Большая тройка – «Треугольник», «Проводник» и «Богатырь», которая грозила превратиться в четвёрку: сзади на «Богатырь» напирало молодое, но перспективное Общество «Каучук». Оно было организовано в 1910 г. в Риге выходцами из Австрии, братьями Фрейзингер, на базе собственной фабрики. Она располагалась в рижском Задвинье и носила название «Руссия». Капитал «Каучука» составлял 5 млн рублей (6 млрд современных). В основном занималось обслуживанием автомобильной промышленности, не в последнюю очередь из-за того, что его владельцы были страстными автомобилистами.

По состоянию на 1913 г. соотношение сил было таково:

Название компании Капитализация, рублей (старых/современных) Число рабочих, тыс. человек
Треугольник 66 млн/80 млрд 12
Проводник 45 млн/54 млрд 10
Богатырь 6 млн/7.2 млрд 2
Каучук 4 млн/4.8 млрд 0.3

Как можно видеть, «Треугольник» по-прежнему держал пальму первенства среди российских компаний, однако «Проводник» нагонял его. «Богатырь» задержался на старте из-за авантюрных действий Полякова и заметно отставал от двух других игроков.

Корпуса фабрики «Руссия» в Риге. Современный адрес: Шлокская улица/Slokas iela, 52

Корпуса фабрики «Руссия» в Риге. Современный адрес: Шлокская улица/Slokas iela, 52

Реклама фабрики Руссия

Реклама фабрики «Руссия»

Акция Общества Каучук

Акция Общества «Каучук»

Первая мировая война внесла в развитие отрасли неожиданные коррективы. Для «Треугольника» и «Богатыря» боевые действия обернулись огромными госзаказами на шины, противогазы и медицинские принадлежности. Напротив, для рижских «Проводника» и «Каучука» эвакуация в Москву от наступающих немецких войск означала потерю части мощностей и временную остановку производственного процесса. В частности, для «Каучука» это обернулось падением капитализации в 5 раз – с 4 до 0.8 млн рублей (соответственно с 4.8 млрд до 0.96 млрд современных). К 1917 г. ситуация была следующей:

Название компании Капитализация, рублей (старых/современных) Число рабочих, тыс. человек
Треугольник 98.6 млн/118 млрд 16
Проводник 21.2 млн/25.5 млрд 7.7
Богатырь 13.5 млн/16.2 млрд 4
Каучук 0.8 млн/0.96 млрд 0.7

В условиях войны «Треугольник» и «Богатырь» показали рост капитализации соответственно на 50% и 125%. У «Проводника» из-за эвакуации аналогичный показатель упал более чем вполовину. В качестве своеобразной компенсации «Проводник» получил новое здание – одно из самых красивых производственных зданий в Москве.

Бывшее здание завода «Проводник» (современный адрес: Электрозаводская ул., 21)

Бывшее здание завода «Проводник» (современный адрес: Электрозаводская ул., 21)

Революционные события положили конец бурному развитию частной резиновой индустрии. Все предприятия были национализированы, а их владельцы и управляющие оказались в эмиграции. Фердинанд Краузкопф-младший оказался в Германии, где вскоре умер. Владимир Татищев жил во Франции. Предпринимательством он больше не занимался, но благодаря своему опыту и знаниям занимался финансовым консультированием (в частности, среди его клиентов был император Эфиопии). В Париже оказался и Борис Виттенберг. Его бывшие сотрудники продолжали работать на других предприятиях уже в независимой Латвии. В советское время «Проводник» возродился в качестве электромашиностроительного завода. «Треугольник» и «Богатырь», к тому моменту уже ставшие брендами, получили к своим старым названиям приставку «Красный». Под этими марками они работали вплоть до недавнего времени.

Наш сайт использует кукисы. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь c условиями.
Ок
позвонить
написать в whatsapp
посмотреть контакты
написать письмо
Click outside to hide the comparison bar
Compare